Category:

Прочитанное

1 и 2. Юрий Домбровский, "Обезьяна приходит за своим черепом" и "Факультет ненужных вещей"
Читала по рекомендации gali_s
О писателе Юрии Домбровском я раньше никогда не слышала, а писатель-то замечательный, очень талантливый. Просто грандиозный писатель! И совсем не на слуху. Почему так?
"Обезьяна приходит за своим черепом" - антифашистский роман. Он написан как мемуары западноевропейского журналиста Ганса Мезонье - сына профессора антропологии и редактора юридического отдела газеты. В годы войны его отец, известный учёный и директор института антропологии не согласился сотрудничать с оккупантами и не признал теорию о превосходстве арийской расы. Наоборот ему удалось переправить в СССР книгу, опровергающую эту теорию. Закончилась война, и Ганс вдруг обнаруживает бывших нацистов на видных государственных постах. Он начинает борьбу против реабилитации бывших нацистских преступников, из-за чего его обвиняют в антигосударственной деятельности и подыгрывании коммунистам.
Юрий Домбровский написал свой роман в 1944 году, но в 1949-м он был в очередной раз (в четвёртый!) арестован и освободился только в 1955-м, когда и дописал книгу. Как антипод профессора Мезонье в романе выведен учёный и журналист Иоганн Ланэ, пошедший в годы войны на сотрудничество с оккупационными властями ради выживания и смирившийся с послевоенной интеграцией в государственные структуры западноевропейских стран бывших нацистских преступников ради сохранения карьеры редактора крупной газеты.

"Факультет ненужных вещей" - книга о судьбе русского историка в эпоху сталинских репрессий. Это вторая книга дилогии, которая была начата романом "Хранитель древностей". Я почему-то начала сразу со второй книги.
Действие романа разворачивается в Алма-Ате летом 1937 года. Главный герой романа - сотрудник краеведческого музея Зыбин долго пытается не вникать в суть происходящего вокруг:аресты, показательные судебные процессы - он далёк от этого, копаясь в старинных черепах и кладах. Пока его самого не арестовывают.
В книге нет таких ужасов как у Шаламова или Солженицина, но на самом деле есть ужасы похлеще. Вот, например, милая девушка-красавица, следователь НКВД. Её цель - посадить человека в тюрьму. А ведь это ещё не совсем оболваненная системой девушка, она ослеплена романтикой чекистской работы, но когда Зыбин объясняет девушке её ошибку, у той возникают сомнения в его виновности. Или другая милая девушка-врач. Она пытается решить проблему с недостатком донорской крови. Действуя из лучших побуждений, эта девушка предлагает использовать трупную кровь заключенных. Вот где ужас-то.
Роман был написан в 1964-1975 гг., а опубликован в 1978 году во Франции. После чего 68-летнего автора жестоко избили и спустя два месяца он умер.

3. Быков, "Оправдание"
Взялась читать "Орфографию", но на сей раз решила начать с первой книги цикла. "Оправдание" это опять тема сталинских репрессий, но под совершенно неожиданным фантастическим углом. Оказывается, жертвы произвола, не сломавшиеся на допросах и ничего не подписавшие, не были расстреляны - они были отправлены в особые лагеря, где их готовили к особой миссии. И Исаак Бабель тоже попал в такой лагерь.
Мне показалось, что это не лучшая книга автора. И осадочек после неё остался не очень приятный.

4. Винфрид Георг Зебальд, "Аустерлиц"
Жак Аустерлиц, посвятивший свою жизнь изучению устройства крепостей, дворцов и замков, вдруг осознает, что ничего не знает о своей личной истории, кроме того, что в 1941 году его, пятилетнего мальчика, вывезли в Англию. И вот, спустя десятилетия, он мечется по Европе, сидит в архивах и библиотеках, пытаясь найти свою семью.
Газета "Нью-Йорк Таймс" назвала роман "первым великим романом XXI века", но читать это просто невозможно. Вся книга - бесконечный поток сознания с постоянными отклонениями от линии повествования, какие-то воспоминания, бесконечные ассоциации. Глаза скользят по тексту и сфокусироваться на происходящем не получается. И вообще что это за мода писать без абзацев и вставлять картинки прямо посреди предложения?

5. Алексей Сальников, "Тагильская школа"
Решила проверить не написал ли прекрасный екатеринбургский писатель чего-нибудь новенького, и наткнулась на этот рассказ. Понравился стиль, сам же рассказ как будто не окончен или это наброски такие, не поняла.

6. Селеста Инг, "И повсюду тлеют пожары"
Никак не могла дождаться очередной серии одноимённого сериала, и стала читать книжку.
История двух семей: благополучной матери четверых детей и перебивающейся случайными заработками матери-одиночки. Нравственные принципы, амбиции, ошибки прошлого. Много тем поднято, но в общем и целом слабовато и попахивает конъюнктурщиной.

7. Яна Вагнер, "Кто не спрятался"
Книга заявлена как детектив, и покойник тут действительно имеется, а также отрезанный от внешнего мира отель на вершине заснеженной горы с перерезанными проводами. И тем не менее детективом эту историю назвать просто рука не поднимается, детективная линия очень быстро скукоживается и отходит на второй план, а на первый план вылезает бесконечная рефлексия персонажей, скрытые страсти и спрятанные в шкафах скелеты. Всё это подробнейшим образом обсасывается со всех сторон, просто до тошноты, и хотя у каждого из героев есть своя история, характеры и поступки их сливаются в некий собирательный образ. К тому же все герои ужасно неприятные, сострадания не вызывают, а самое главное - я вообще не верю такому накалу страстей в 40+ лет. Все эти драмы хороши для двадцатилетних. Аллюзий и всевозможных сравнений море, но они только раздражают, так что к концу книги мне уже было совершенно неинтересно, кто тут убийца.

8. Джон Маррс, "The One. Единственный"
Дивный новый мир, в котором найден ген совместимости людей. Можно сделать анализ ДНК, и компьютер найдёт вам идеальную пару. Вот только кем он окажется: фермером, полицейским, серийным убийцей. А может это будет вообще не он, а она? Пять параллельных историй, пять героев, чья жизнь круто меняется после ДНК-теста на идеальную совместимость.
Задумка довольно интересная, но исполнение на три с минусом, персонажи никакие вообще, повествование пресное и скучное, глупостей вагон. Нужно было бросить это всё на третьей главе.

9 и 10. Саймон Бекетт, "Увековечено костями" и "Шёпот мёртвых"
Ещё два кровожадных детектива про английского патологоанатома, который так и норовит вляпаться в очередные неприятности. Ведь так можно и до конца серии не дотянуть.

Какой-то безрадостный список получился, мало хорошего. Повешу тут замечательный список рекомендаций sova_f, из которого я почерпнула для себя много полезного.